У вас нет своего блога? Можете легко его завести и начать писать свои великолепные статьи!
NewsBot
Новостной Бот запостил в Обзоры и гайды 3 месяца назад
15

Crusader Kings III: Обзор



Есть в индустрии видеоигр занятный феномен имени Paradox Interactive: жанр глобальных исторических стратегий, обязанный своему появлению именно шведской компании, до сих пор оккупирован ею же без малейших намеков на конкуренцию.

«Парадоксов» часто ругают за любовь к дроблению своих игр на десятки DLC, за баги, за долгий выпуск патчей, за отсутствие третьей части Victoria, наконец, но их стратегии всё равно боготворят, и выход новинки — это всегда большое событие для любителей жанра. В этом году таким событием должен стать релиз Crusader Kings III, намеченный на первый день осени.





Встречают по одёжке

Для тех, кто вдруг забыл, что представляет собой серия Crusader Kings, напомню — перед нами классическая глобальная стратегия Paradox, посвящённая европейскому Средневековью. Основное отличие от других проектов шведской студии заключается в том, что игра позволяет взглянуть на масштабные исторические события с точки зрения не отдельно взятой страны, её экономики или армии, а глазами пусть и могущественных, но всё-таки обычных смертных — представителей правящей знати, от мелкого графа до императора.

Пытаться руководить государством, управляя лишь одним человеком со своими слабостями и достоинствами, — занятие, как показывает популярность второй части, весьма интересное. Разработчики отвечали поклонникам взаимностью: вторая часть за свой долгий путь не стояла на месте, а постоянно развивалась (любимым для Paradox способом — с помощью DLC), но сейчас, видимо, пришло время сделать качественный рывок.

Начать решили с кардинальной переработки внешнего вида и интерфейса — CKIII при всём желании не спутать с другими проектами на движке Clausewitz Engine.


CKIII красива, и у неё есть свой стиль — персонажей не спутать с героями другой игры на тему Средневековья.




Так как перед нами игра с акцентом на персоналии, неудивительно, что по сравнению с прошлой частью внешний вид персонажей преобразился кардинально. Если раньше было достаточно небольшого портрета, то теперь перед нами полноценная трёхмерная модель с лаконичной, но выразительной анимацией. Персонажи стареют, меняют образ жизни, получают раны и увечья, болеют — и всё это происходит с изменением внешнего вида.

Благодаря множеству вариантов поз, одеяний и выражений лица, порой можно по мимолётному взгляду на персонажа понять, что это за фрукт и чего от него ждать. Сверка с параметрами (которые перекочевали из второй части) и свойствами личности (которых стало ещё больше) зачастую подтверждает первое впечатление — да, перед нами действительно бестолковый пьяница или хитрый подлец, как и показалось вначале.

Количество автоматически настраиваемых на основе происхождения и образа жизни параметров внешнего вида, по словам разработчиков, выросло в разы. И правда, двух внешне одинаковых персонажей не встретить, а вот похожих — запросто: здесь учитывается наследственность, поэтому родственные связи заметны сразу. Забавно, но иногда различие во внешности между отцом и сыном заставляет задуматься о том, не нагуляла ли жёнушка ребёнка на стороне (обычное дело в реалиях игры).


Количество текстовой информации на экране порой зашкаливает, что не может не мешать.




Ещё раз подчеркну — дело не ограничилось лишь заменой двухмерных портретов трёхмерными. Иллюстрация каждого события (эдакие мини-квесты, ставшие визитной карточкой всех стратегий от Paradox) — отдельная сценка с подобранным в тему фоном, а персонажи на ней принимают соответствующие позы и меняют выражения лиц. Если вспомнить ситуацию с подозрением на измену, то сообщение о рождении наследника и случившееся через несколько лет открытие тайны его происхождения будут представлены двумя совершенно разными сценами, где и без чтения текста будет понятно настроение каждой ситуации.

В целом художники CKIII предоставили отличную замену пресловутому «отыгрышу в голове» в той его части, которая касается внешнего вида персонажей. Просто сравните экран персонажа и окошки событий с тем, что было в CKII, — налицо огромный скачок качества в нужном направлении.


Детские болезни

А вот дизайнеры интерфейса со своей задачей справились заметно хуже. Он структурно копирует интерфейс из второй части (хотя стал чуть нагляднее), но при этом пестрит какими-то странными решениями, которые изрядно мешают. Контекстное меню, вызываемое щелчком по персонажу, иногда развёрнуто не до конца, хотя свободное место есть, — приходится кликать лишний раз. Некоторые события, в том числе важные, никак не оповещают игрока о своём наступлении — например, однажды я долго не мог понять, откуда моё королевство приросло парой новых герцогств. Перешли по наследству к одному из вассалов? Были им завоёваны? Непонятно. Ко всему прочему, история смены владения каждой провинции нигде не указана, что тоже добавляет путаницы.

Невозможность посмотреть прежних супругов (кнопка есть, но она неактивна), открываемые только через задания советников отдельные режимы карты, прокрутка экрана при попытке навести на элементы интерфейса у его края — вроде бы мелочи, но как же они раздражают! Есть проблемы и из-за локализации — если к качеству текста претензий практически нет (кроме, пожалуй, путаницы со склонениями в некоторых событиях), то о проверке на длину фраз переводчики частенько забывают. Надпись «Могущественный вассал» в описании персонажа, которая задвигает табличку с его параметрами куда-то за границу окна, — самый заметный, но не единственный ляп такого рода.

Наконец, порой встречаются пропущенные переменные в подсказках — любуйтесь на слова missing key вместо описания какого-то аспекта стратегии.

Зато сами подсказки — просто эталон того, как надо организовывать справочные материалы в подобных сложных играх. Почти каждый элемент интерфейса, каждое обозначение ресурса или параметра обладает всплывающим окошком с описанием, где выделены ключевые слова, которые, в свою очередь, являются ссылками на новые подсказки. Наглядно, доступно и очень удобно, поэтому новичку вполне реально обойтись без обучающего режима (который в CKIII всё-таки есть) и изучения огромной энциклопедии (тоже в наличии) — достаточно внимательно читать эти самые подсказки.


Вассальные договоры теперь заключаются с каждым подданным отдельно.



Чем сложнее, тем интереснее

Подсказки, впрочем, помогут не только новичку. Даже если вы эксперт по «парадоксовским» играм, потратить время на то, чтобы разобраться в новых механиках, всё равно придётся. Сразу скажу, что по количеству контента третья часть уступает предшественнику — неудивительно, учитывая постоянное развитие последнего на протяжении многих лет. Понятно, что и здесь не обойдётся без дополнений — грубо обрезанная на границе с Китаем карта на это недвусмысленно намекает.

Впрочем, выбор достойный и без китайских правителей: мир огромен и простирается от Исландии на северо-западе до Индии и азиатских кочевников на юго-востоке; представлен также солидный кусок Северной и Центральной Африки. Стартовых дат две — 867-й и 1066-й годы, а заканчивается всё в 1453-м. В каждой стартовой точке предлагают несколько персонажей, отыгрыш которых представляет особый интерес. Но вообще можно выбрать любого феодала из имеющихся, за единственным исключением — быть Папой Римским или главой любой другой конфессии нельзя.

Что же ждёт игрока после того, как выбор сделан и начата новая партия? Сказать «глаза разбегаются» — значит ничего не сказать: CKIII весьма сложная стратегия, особенно для новичка в жанре. Описание всех возможностей потребует отдельного материала гигантских размеров, а для напрашивающегося сравнения со второй частью необходимо экспертное знание серии (которое у меня отсутствует), поэтому я попробую зайти с другой стороны.

Что такое гранд-стратегии Paradox? Если отбросить официоз, то не найти формулировки лучше, чем знаменитая фраза про «симулятор маляра». И CKIII на первый взгляд не исключение, тем более что разнообразных инструментов для достижения «покрасочных» целей здесь хватает. Существуют они не в отрыве друг от друга и образуют комплексную систему, в которой постоянно взаимодействует множество самых разных элементов, от экономики до придворных интриг.


Из интересного в скудной боевой системе — подробное описание сражения.




Желаете купить армию наёмников и начать завоевание окрестных земель? Без претензий на владение другой территорией даже войну не объявить — ищите претендентов на титул, приглашайте их ко двору, жените на своих родственниках и придворных и только после этого нападайте; или фабрикуйте претензии с помощью советника; или просите разрешение у Папы и развязывайте священную войну против иноверцев.

Как ни странно, военное дело в CKIII — один из самых простых аспектов игры. Не потому, что войны тут примитивны сами по себе (хотя сражения стали совсем уж «казуальными»), а в сравнении с другими возможностями.

Например, экономическая система зависит не только от банальной налоговой ставки и требует умения тщательно выбирать управленческие кадры (или наоборот — менять налогоплательщиков под свои запросы). Каждый вассал должен быть на своём месте: даровать титул владельца арабско-мусульманской провинции католику-французу — плохая затея. Или меняйте культуру региона и обращайте население в свою веру, или ищите более подходящего управленца, иначе до восстания рукой подать.

С вассалами лучше дружить, принимая во внимание и их интересы. Кому дать место советника — воздать по заслугам достойному или умаслить потенциального бунтовщика? Впрочем, подчинённых можно и запугать: пытки и казни помогут держать в страхе своих вассалов.


«Образ жизни» — аналог прокачки каждого отдельного персонажа.




Внешние дипломатические отношения не заключаются в одном лишь соперничестве или союзах между соседними государствами. Есть многое: взаимовыгодные браки между детьми правителей, предательства вчерашних союзников, религиозные объединения против общего врага, постоянная чехарда из-за законов наследования, после которой империи распадаются на мелкие герцогства. Наконец, взаимодействие с Папой, которое заслуживает отдельного разговора.

Сложно переоценить ту роль, которую играла религия в средневековом обществе. Разработчики это прекрасно понимают, поэтому церкви и вере в CKIII уделено огромное внимание. Дело не ограничивается наличием нескольких религий (хотя здесь «несколько» — это почти сотня) с набором плюсов и минусов. Каждая религия содержит уникальный набор параметров в виде догматов, доктрин и списка грехов и добродетелей. Продумано всё до мелочей: кроме ключевых свойств, присущих конкретной религии, также определяются формы брачных отношений, и именно церковь решает, какое поведение считается предосудительным или преступным.

Не устраивает ни одна из имеющихся конфессий? Можно создать свою собственную! В этом есть как практический смысл, так и чисто развлекательный элемент: настройке поддаётся каждый параметр, поэтому возможны самые разнообразные варианты — как вам, например, ересь, делающая похоть добродетелью и разрешающая каннибализм, которая стала благодаря вам основной религией в государстве?


Романы, ухаживания, любовницы и наложницы — какое средневековье без плотских утех?



Рыцари плаща и кинжала

Но самое интересное, на мой взгляд, — это интриги: тёмная сторона высокого средневекового общества, которая опирается на три ключевых понятия — влияние, происки и секреты.

Влияние — это возможность заставить другого персонажа принять нужное решение. Получить его можно по-разному — к примеру, иногда пленников лучше выпускать из темницы не за выкуп, а бесплатно, «посадив на крючок» (иконка крючка на портрете персонажа означает, что у вас есть на него влияние). Влияние пригодится, когда цель не хочет принимать наши условия в каких-либо переговорах, будь то предложение женитьбы или изменение вассального договора. Полезнее всего, конечно, использовать влияние во враждебных происках, чтобы заставить кого-либо присоединиться к плану убийства или похищения.

Происки используются и для того, чтобы улучшить отношения — вплоть до соблазнения дамы (или джентльмена — в этом случае необязательно играть за персонажа женского пола…).

Что до секретов, то это скрытое от общественности знание о разных тёмных делишках, будь то убийство, супружеская измена или любовь к извращениям — в зависимости от исповедуемой религии государства. Секрет можно раскрыть, что грозит скандалом или поводом для преследования по закону, а можно и использовать в целях шантажа, что даёт всё тот же «крючок». Особо страшные тайны позволяют получить сильное влияние — оно, в отличие от слабого, не пропадает после использования, а лишь становится недоступным в течение какого-то времени.


Разнообразных событий хватает, и повторяться они не спешат, что положительно сказывается на погружении.




Пока играть через интриги даже слишком просто: к примеру, едва научившись проискам с похищением персонажа, можно легко побеждать в любых войнах, захватывая в плен вражеского правителя. Кандалы и темница положительно сказываются на желании врага закончить конфликт на наших условиях! Впрочем, это лишний раз подчёркивает комплексность и взаимосвязь элементов геймплея.

Роль личности в истории

Но вся прелесть CKIII даже не в этом. Да, сложный игровой процесс, да, разные механики переплетены друг с другом, а любое действие в одной области может аукнуться позже в другой, причём самым неожиданным образом. Но важно то, что на первом месте всегда остаются персонажи и история династии, которую игрок пишет своими действиями.

В плане сюжета эта стратегия, пожалуй, может смело соперничать со многими нарративными проектами — настолько интересные истории она порой создаёт. Игра показывает, что развязать войну с соседним правителем можно из-за неосторожно брошенного слова на пиру, что клятва в любви до гроба — порой лишь слова (один из моих королей двинулся умом, когда на старости лет узнал о неверной супруге), а храбрость и отвагу можно использовать в самых корыстных целях.

Наглядная подача непредсказуемо развивающегося сюжета обеспечивается за счёт довольно простой механики — тех самых событий, постоянно возникающих в жизни ваших персонажей и требующих конкретных решений. Ничего кардинально нового разработчики здесь не изобрели, но благодаря паре изящных решений гейм-дизайнеров истории получаются цельными, правдоподобными и взаимосвязанными. Если зависимость выбора от параметров и свойств персонажа используется в играх уже давно, то система стресса позволяет отыгрывать роль достоверно, принимая решения с оглядкой на последствия — как это и бывает в реальной жизни.


Наглядная демонстрация возможностей игрового редактора внешнего вида.





Так, игроку часто выгодно совершать всякие гадости, вроде пыток и убийств пленников. Очевидный выбор в тех случаях, когда решение оправдано с точки зрения закона, не даёт штрафа к отношениям, да ещё и позволяет решить некоторые проблемы? Но у каждого персонажа есть свой характер, обусловленный привычками и свойствами личности, — если действия будут идти вразрез с убеждениями, то готовьтесь к повышению стресса. Это порой сулит самые серьёзные последствия — вплоть до приступов агрессии, болезни или даже попытки самоубийства. Система затрагивает и добродетели — например, жадина будет страдать при каждой трате денег «впустую», пусть игрок и не против пожертвовать деньги на благое дело.

Стресс можно уменьшить — опять же, способов для этого уйма, и зависят они от образа жизни и привычек. Пьяница найдёт утешение в вине, а атлет — в занятиях физкультурой. Но и здесь никуда не деться от последствий: во втором примере ждите отрицательный модификатор к отношениям из-за запаха пота.

В итоге каждая личность под нашим управлением выглядит достоверно, а решения, пусть и обусловленные чисто практическими интересами игрока, заметно реже вступают в противоречие с миром игры. С точки зрения отыгрыша роли CKIII даст фору многим RPG — лучшего варианта для погружения в мир этой эпохи я, пожалуй, не назову. Kingdom Come: Deliverance не хватает свободы выбора, Mount & Blade II: Bannerlord всё ещё барахтается в раннем доступе, и обе заметно уступают творению Paradox в количестве контента.


К удобству интерфейса есть ряд вопросов, но выглядит игра симпатично.


***



Crusader Kings III — игра хоть и изумительная, но далеко не идеальная. Есть баги (которые, хочется верить, присущи только пресс-версии), где-то хочется большей глубины — в тех же сражениях, например. Далеко не все механики из второй части перекочевали в третью, а заготовки под DLC видны невооружённым взглядом. Тем не менее и сейчас наблюдать за жизнью целой династии под своим управлением необыкновенно увлекательно, особенно если поставить на первое место погружение и отыгрыш роли.

Конечно, можно смотреть на «Крестоносцев» так, как и положено тем самым «малярам», составляющим львиную долю аудитории подобных стратегий, — красить всё подряд, выбивая самые сложные «ачивки» и стараясь завоевать весь мир, начав с захудалого графства. Любители подобного геймплея, особенно из ветеранов серии, вряд ли оценят мои восторги, однако я рискну остаться при своём мнении: перед нами в первую очередь ролевая игра с широчайшим горизонтом возможностей, а уже потом стратегия — но именно этим Crusader Kings III и прекрасна.

Плюсы: внешний вид персонажей; возможности для ролевого отыгрыша; свобода выбора с учётом последствий; комплексный стратегический геймплей; атмосферная музыка.

Минусы: примитивные сражения; баги; непродуманный интерфейс.


Источник: https://stopgame.ru/show/113095/crusader_kings_...

0 комментариев
Оставлять комментарии имеют право только авторизованные пользователи...
    Комментариев еще нет...
    Последние комментарии
    • Спасибо.

    • Хорошо

    • Было бы круто, если бы фотки загружали в текст статьи, а не ссылки на них ставили. Ведь такая возможность же есть.

    • Надеюсь…

    • интересно, а сериал возобънавят молюсь каждый день